В рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» предлагается программа по повышению финансовой грамотности для детей и молодежи.
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.
- Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
- Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
- Чтобы он, когда станет взрослым, мог жить самостоятельно и финансово не зависел от родителей и близких.
- Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у родителей
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:
- Как экономить деньги.
- Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
- Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
- Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
- Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
- О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
- О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
- Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
- Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
За 3 месяца или 12 занятий мы пройдем самую необходимую часть науки по деньгам. Это позволит нашим детям быть самостоятельными и подальше держаться от финансовых неприятностей.
Программа для детей по финансовой грамотности
Автор курса для детей: Багавиева Аида Хамитовна, действующий финансовый консультант, аккредитованный тьютер от Финансового университета при Правительстве РФ
Занятие 1
- Вводное: Знакомство друг с другом и формирование 2-х команд
- История Денег, кто их придумал, откуда они взяты, какая стоимость, виды денег.
Формат проведения: ток – шоу или викторина (все уходят с призами)
Занятие 2
- Вспоминаем о всех своих хотелках и превращением их в цель! Формат проведения: творческое занятие в составлении коллажа мечты или доски хотелок или дневника желаний
- Считаем сколько денег нужно для исполнения хотелок
Занятие 3
- Какие бывают источники доходов
- Как контролировать свои расходы И ЗАЧЕМ ЭТО ДЕЛАТЬ? ü Что такое семейный бюджет и как ЕГО ПОСТРОИТЬ? Формат: теоретическое занятие с домашним заданием
Занятие 4
- Урок с родителями – урок финансовой грамотности по введению домашнего бюджета с лайфаками по 21 шагу по сокращению расходов.
Занятие 5
- Командная детская игра «Семейный бюджет» для закрепления новых знаний
Занятие 6,7,8
- Знакомство с финансовыми организациями – банки, страховые компания и инвестиционные компании.
- Для чего нужны финансовые организации?
- Как можно увеличить свои доходы с использованием финансовых организаций?
Формат: теоретическое занятие, основанное на видеороликах и мультфильмах
Занятие 9
Как заставить деньги работать?
Формат занятия: финансово-познавательная игра «Пирамида успеха» Что дает игра?
- Знания про деньги, как считать деньги, откуда они появляются и куда они «исчезают». Ведем бюджет, закрепляем навык.
- Это создание предпринимательского мышления через практические знания
- В игре рассмотрим разные варианты: собственное дело, биржа, акции, облигации, коммерческая недвижимость.
Занятие 10
- Как позаботиться о своем будущем?
- Что такое пенсия, зачем она нужна?
- Что такое пассивный доход? Как его создать?
Занятие 11
- Экскурсия в финансовые организации или приглашение экспертов.
Занятие 12
- Урок с родителями – урок финансовой грамотности
- Разбор финансовых инструментов
Формат обучения:
- Занятия 1 раз в неделю с педагогом (+ помощником) + конспект пройденного материала, получение заданий на дом и выполнение их в рабочей тетради.
- Обучение проходят в форме игры, просмотра видеороликов, мультфильмов с обсуждением на примерах, лекционно-теоретического урока с выполнением заданий, а также 1-2 экскурсий в зависимости от пожеланий детей и родителей
Особенности программы
Благодаря особой методике обучения дети в игровой форме легко усваивают материал, запоминают его надолго и мгновенно восстанавливают в памяти изученную информацию.
Программа рассчитана на детей от 10 до 16 лет. Материал дается по-разному в зависимости от возраста детей.
Сами занятия проходят в непринужденной обстановке. Это дает возможность детям лучше вникать в новый материал и целостно понимать его, не уставая от монотонности занятия и сложности материала.
Помимо знаний о деньгах и управления ими дети учатся:
- доносить свою точку зрения;
- мыслить незаурядно и творчески;
- проявлять себя, как лидера;
- быстро принимать решения;
Результаты учеников
Дети получают:
- Знания финансовой грамотности.
- Понимание финансового рынка, движения денег и управления ими.
- Развитие математических способностей.
- Ученики становятся лидерами и победителями в своей жизни.
- Учатся достигать любых целей.
- Учатся доносить свою точку зрения.
- Планировать правильно свою жизнь.
- Ученики лучше познают себя, свои цели и желания.
- Улучшаются успеваемость по математике и другим дисциплинам.
Результаты для родителей
- Лучше начинают понимать своих детей.
- Многие родители перестраивают сами свой семейный бюджет и совершенно по-новому смотрят на деньги, доходы, расходы, финансовые отчеты и другие вопросы.
- Налаживаются в семье отношения благодаря взаимному пониманию друг друга и всех вопросов, связанных с деньгами.
- Отпадают вопросы создания семейного фонда и покупки дорогих вещей. Это становится плановыми и понятными событиями для всех членов семьи.
- Дети по-взрослому, с пониманием начинают относиться к деньгам и всем вопросам, связанным с ними.
- Они иначе распоряжаются своими карманными деньгами и зачастую начинают давать дельные советы родителям о распределении семейного бюджета.
Мы это поощряем, так как знаем и видим по нашим ученикам, что их активное участие в жизни семьи и обучение родителей помогает детям лучше усвоить любой материал.